Этапы
(последовательность) деятельности
|
Содержание деятельности
|
Действия, деятельность педагога
|
Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
|
Планируемый результат
|
1 этап - подготовительный
|
Звучит музыка.
Герой разжимает руку, шарик вылетает и сдувается.
Герой плачет и не знает, что делать и почему так произошло.
«Почему сдулся шарик, ребята?
«Можно ли шарик снова надуть?»
«Хотите проверить?»
|
Приветствие и знакомство воспитателя с детьми.
Входит герой
с надутым воздушным шариком в руках.
Герой обращается к детям с вопросом почему сдулся шарик
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Актуализация проблемной ситуации.
|
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Проявляют желание – помочь герою.
Осознание и осмысление проблемы.
|
Актуальные знания детей о чувствах героя, о способах его утешения.
Умозаключение, предположение на ситуацию.
Выражают желание и способы решения проблемной ситуации.
|
2 этап - формулирования цели
эксперимента или опыта
|
«Что такое воздух?»
«Можно увидеть воздух, имеет ли запах, какого цвета?»
«Я тоже воздух сейчас не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас!»
А раз мы воздух не видим, то какой он? Ребята, а вы хотите найти воздух?
Что нужно сделать, чтобы проверить есть ли воздух вокруг нас.
|
Герой вступает в диалог с детьми:
- задает вопрос,
- выражает желание как можно больше узнать о воздухе, но не знает, как это сделать.
Педагог создает проблемную ситуацию для обсуждения с детьми.
Педагог задает вопрос детей.
|
Дети выражают собственные мысли.
Дети придумывают объяснения, доказывают свою точку зрения.
Дети высказывают свои предположения.
|
Обозначена цель опытов, которые будем проводить.
Умение детей предполагать.
Умение вступать в обсуждение, доказывать свою точку зрения.
|
3 этап - планирования
экспериментальной
деятельности
|
«Ребята, мне не терпится увидеть воздух! А вы хотите? … Тогда…»
«Клепа, не торопись! Надо сначала обсудить, как мы будем проводить опыт».
«Ребята, посмотрите сколько предметов лежит на столе! Я надеюсь, что каждый из них может помочь нам увидеть воздух. Хотите проверить?»
«у нас на столе карточки, которые могут в этом помочь. Выбирайте карточку, рассмотрите ее и выберите необходимые предметы»
|
Герой задает вопросы, эмоционально нацеливая детей на деятельность.
Педагог останавливает героя для обсуждения с детьми алгоритма действий по проведению опыта.
Педагог предлагает на выбор детям пиктограммы.
|
Проявляют желание участвовать в опытах.
Дети выбирают пиктограмму и подбирают под схему предметы для выполнения
Составление алгоритма проведения опыта.
|
Умение подбирать способы действия.
|
4 этап - коррекции
проблемы
|
|
Корригирующие действия по мере
необходимости.
|
Уточнение проблемы.
|
Предотвращение отклонений
от поставленной цели.
|
5 этап - Практический этап
детского
экспериментирования
|
Проведение опытов в соответствие с заданным алгоритмом пиктограммы:
Опыт 1. Опыт с пакетиком.
Опыт 2. С резиновой перчаткой.
Опыт 3. Мыльные пузыри.
Опыт 4. Веер.
Опыт 5. Бутылка с воздухом.
|
Помощь детям в организации практической деятельности (объяснение, разъяснение).
По мере необходимости
совместное выполнение с детьми практических действий.
Контроль за соблюдением техники безопасности при проведении детьми опыта с водой.
|
Проверка предположений на практике.
Отбор нужных средств, реализация в действии.
Если гипотеза подтвердилась - формулирование выводов.
|
Проведенный эксперимент по обнаружению воздуха.
|
6 этап – Заключительный
Открытый конец
|
«Ух ты! Какой толстый пакет стал! Как это у тебя получилось?»
«Ой, перчатка какая бооольшая! И там в ней воздух?» и т.п.
«Ура! Я теперь знаю много способов как можно увидеть воздух! Спасибо вам! А у меня для вас сюрприз! Я дарю вам шарики с воздухом!»
|
Герой инициирует общее обсуждение.
Герой радуется. Благодарит детей и дарит им шарики.
|
Дети дают словесное описание своим действиям.
дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности:
- воздух постоянно нас окружает;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей.
Дети радуются подаренным шарам.
|
Подтверждение выдвинутых утверждений.
Желание делиться навыками и использование приемов в деятельности.
|