Раннее и яркое проявление творческих способностей, когда едва вышедший из пеленок малыш отлично рисует или не может оторваться от пианино, встречается нечасто. Еще реже рождаются дети, которые в принципе не способны ни к какой творческой деятельности. Большинство детей с удовольствием рисуют, лепят, придумывают новые движения в танце. Но их необходимо учить самостоятельно мыслить. И лучшее время для этого – дошкольное детство.

Развивать творческие способности в садике начинают уже в ясельных группах. Конечно, ребенок еще мало что умеет, и более охотно что-то делает под руководством взрослого. Он еще только осваивает элементарные технические приемы – учится конструировать из строительного материала, впервые берет в руки кисть и глину, осваивает несложные движения в танцах. Но уже двухлетнему ребенку можно предложить выбрать кубики, какие ему нравятся, и поставить возле домика деревце по выбору. На занятии аппликацией можно дать не один кружочек или квадратик, а два-три, и спросить, какой больше подойдет. На музыкальных занятиях необходимо иногда предлагать потанцевать, кто как хочет. Педагог должен поощрять самые интересные задумки и обращать внимание детей на то, что задание можно выполнить по-разному. Дети этого возраста стремятся подражать не только взрослым, но и персонажам сказок, и это необходимо использовать. На музыкальных занятиях и во время свободной деятельности можно предлагать им показать, как ходит мишка или лает собачка.

Почти на каждом занятии в младшей и средней группах детям дается творческое задание. Каждой теме предшествует серьезная предварительная работа. Воспитатель показывает детям на прогулке разные машины и разные цветы, приносит в группу иллюстрации. Во время занятия, на котором все рисуют или лепят одно и то же и с помощью одних и тех же приемов, можно дать дополнительное задание добавить какую-то деталь. Например, машина может ехать мимо домов или стоять у ворот. Занятия, на которых воспитатель учит детей необходимым по программе приемам, должны чередоваться с занятиями по замыслу. Обычно их проводят после того, как ребята освоили тот или иной прием. Из круга можно сделать солнышко, колеса автомобиля, серединку цветка, елочный шарик. Шар из пластилина или глины может стать колобком, частью снеговика или неваляшки. В каждой группе обязательно должен быть уголок изобразительной деятельности, где лежат краски, карандаши, фломастеры, подготовленные листы бумаги, принадлежности для лепки и аппликации, книжки-раскраски.

Особое значение в младшем и среднем дошкольном возрасте приобретает сюжетно-ролевая игра и игра-драматизация. Атрибуты для этих игр должны постоянно находиться в группе. Именно такие игры – основа для театрального творчества. Игры-драматизации могут проводиться не только во время свободной деятельности, но и на занятиях по развитию речи, и на вечерах развлечений. Элемент такой игры можно включить практически в любое занятие по развитию речи. В этом возрасте дети активно учатся сравнивать предметы. И делают это не только по форме или величине, но и по более сложным признакам. Игра «Что на что похоже» всегда проходит интересно, и сравнения порой получаются самые неожиданные, но точные.

В старшем дошкольном возрасте приемы для развития творческих способностей становятся еще более разнообразными. Конечно, рисование и лепка по замыслу остаются, как и творческие игры. Дети этого возраста, как правило, уже уверенно владеют многими техническими приемами и могут их использовать самостоятельно как на занятиях, так и в свободной деятельности. Кроме того, многие старшие дошкольники уже посещают изостудию, танцевальный кружок или музыкальную школу, а соответственно – умеют чуть-чуть больше, чем предусмотрено программой детского сада. И эту особенность необходимо учитывать.

На занятиях по рисованию в старшем дошкольном возрасте используются самые разные материалы. Дети могут рисовать гуашью, акварелью, карандашами, цветными мелками, сангиной, углем. Если воспитатель не ставит задачи научить детей на данном занятии какой-то определенной технике, можно предложить им самим выбрать материал. Для занятий по конструированию старшие дошкольники сами собирают природный материал вместе с воспитателем или с родителями. Они охотно делают поделки как самостоятельно, так и вместе со взрослыми. Во многих детских садах устраивают выставки или даже ярмарки поделок, выполненных детьми. Такая выставка очень хорошо смотрится и в группе. Экспозицию необходимо регулярно менять. В уголке изобразительной деятельности должны быть все знакомые детям виды материалов для рисования, лепки и аппликации.

Творческие способности детей старшего возраста можно развивать на всех видах занятий. На занятиях по ознакомлению с природой дети вспоминают стихи и картины о том или ином времени года или объекте. Можно предложить и самим попробовать сочинить стихотворение. На занятии по развитию речи воспитатель начинает рассказывать какую-то историю, затем прерывает повествование и предлагает детям подумать, что же было с героями дальше. Этот прием можно использовать и на занятиях изобразительной деятельностью – например, придумать сказку про сделанного из природного материала медвежонка или лесовичка. Как и в младших группах, используются элементы игры-драматизации. Нередко детям предлагаются задания придумать рассказы о своей семье, о профессиях, о любимой книге или игрушке. Воспитатель следит за тем, насколько образ игрушки или человека соответствует действительности и может тактично поправить или задать наводящий вопрос, если ребенок что-то забыл или перепутал.

В работе со старшими дошкольниками также используется прием подражания, но он становится более тонким. Дети не просто показывают, как бежит лисичка, а объясняют – лисичка хитрая и ловкая, она хочет поймать зайчика, поэтому должна двигаться бесшумно и изящно. Подобные приемы применяются как во время подготовки игры-драматизации, так и на музыкальных и физкультурных занятиях.

К различным творческим заданиям воспитатель регулярно привлекает и родителей. Они могут собрать природный материал, помочь подобрать наглядный материал и придти на утренник или вечер развлечений не только как зрители, но и в качестве участников.

Источник: портал для родителей prodetey.ru