Главная » Статьи » средняя группа

Родительское собрание «Портфолио дошкольника –«Досье успеха»

Родительское собрание «Портфолио дошкольника –«Досье успеха»

Цель: использовать портфолио дошкольника как способ накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в ДОУ.

Задачи: создание для каждого воспитанника ситуации переживания успеха; подержания интереса ребенка к определенному виду деятельности; поощрение его активности и самостоятельности; формирование навыков универсальных учебных действий; содействия индивидуализации образования дошкольника; закладывания дополнительных предпосылок и возможностей для его успешной социализации; укрепления взаимодействия с семьей воспитанника; повышения заинтересованности родителей (законных представителей) в результате развития ребенка в совместной педагогической деятельности с ДОУ.

Форма проведения: презентация, информационно-просветительская.

Время проведения: начало учебного года (октябрь).

Участники: родители, воспитатели.

План:

1.Вступительное слово.

2.Презентация.

3.Заключение: принятие решения.

Подготовительное решение:

1.Подготовка памяти для родителей «Как воспитать ребенка успешным?» (Приложение 1)

2.Тестирование родителей на темы: «Я и мой ребенок», «Какой вы родитель». (Приложение 2)

Организационный этап – оформление выставки:

-презентация портфолио выпускников ДОУ;

-Рисунки, работы детей,

-сюжеты фотографии из жизни средней группы.

 

Ход собрания:

1.Вступительная часть

Хотелось бы вспомнить слова известного писателя Льва Толстого: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня – страшное расстояние».

Это значит, что все самое главное в личности ребенка закладывается до 5 лет, то есть примерно 70% информации человек познает до 5-летнего возраста, а лишь 30% - накапливается за всю оставшуюся жизнь. Поэтому очень важно уделить внимание всестороннему развитию ребенка именно в этот период.

С введением федеральных государственных требований в ДОУ отрабатываются основные 4 направления развития ребенка – интегральные компоненты содержания дошкольного образования: социально-личностное,  познавательно - речевое, физическое, художественно-эстетическое  развитие.

Деятельность воспитателя в течения всего дня направлена на формирование интегративных качеств ребенка, но невозможно справиться воспитателю с этой сложной задачей в одиночку, в первую очередь нужна помощь родителей. И каждый родитель, и каждый ребенок желают видеть результат своего труда.

- Как вы развиваете ваших детей?

-Как вы фиксируете важные события ваших детей?

Вы записываете в альбом, снимаете на видеокамеру, фотографируете, то есть всячески стараетесь сохранить для истории драгоценные мгновения. Но как-то так получается, что вы, в основном, фиксируете физический рост и внешние изменения наших детей. А их внутренний мир? Их интересы, их удивительные открытия, их забавные словечки смешные высказывания?... Жаль, но порой остаются «за кадром » творческие работы малышей: рисунки, башни из кубиков, снежные крепости и песочные замки, пластилиновые фигурки и т.д. А с ними и впечатления от прогулок, путешествия, походов в театр или на концерт и много - многое другое. Хорошим решением для исправления этой «печальной ситуации» вполне может стать детское портфолио!

Вашему вниманию я предлагаю один из вариантов портфолио для дошкольников.

Собирая специальную папку – портфолио, вы сможете не только зафиксировать успех, но и проследить динамику, оценить сильные стороны развития ребенка, а также наметить умение и навыки, требующие развития.

 

2.Основная часть: презентация «Портфолио дошкольника – «Досье успеха».

 

1. Положение портфолио дошкольника.

1.1. Настоящее положение о портфолио дошкольника определяется  порядок формирования и использование портфолио дошкольника как способ накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его пребывания в дошкольном образовательном учреждение.

1.2. Цель портфолио дошкольника – собрать, систематизировать и зафиксировать результат  развития дошкольника, прогресс и достижение в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

1.3. портфолио дошкольника является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, игровой и другой.

1.4. портфолио дошкольника помогает решить важные педагогические задачи:

  • Создавать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
  • Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
  • Поощрять его активность и самостоятельность;
  • Содействовать индивидуализации образования дошкольника;
  • Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
  • Укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результате развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.

1.5. Портфолио дошкольника дополняет традиционные диагностические методики.

 

2. Порядок формирования портфолио дошкольника.

2.1. Портфолио воспитанника ДОУ является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при зачисление ребенка  в 1 класс начальной школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

2.2. Период составления портфолио дошкольника – 3 года (средняя, старшая и подготовительные группы ДОУ)

2.3. Ответственность за организацию формирования портфолио дошкольника возлагается на педагога возрастной группы с активным участием родителей (законных представителей).

2.4. Портфолио дошкольника хранится в ДОУ в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается  на руки родителям (законным представителям) в месте с личным делом (медицинской картой) ребенка.

2.5. При выпуске ребенка из ДОУ ему вручается портфолио дошкольника, которое может быть использовано при поступлении ребенка в школу по усмотрению родителей (законных представителей).

 

3.Функции портфолио.

3.1. Диагностическая – фиксирует изменение и рост (умственные и физические) за определенный период времени.

3.2.Целепологательная – поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего)

3.3. Мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты.

3.4. Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ .

3.5. Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году.

3.6. Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

 

4.Оформление портфолио. (Каким будет портфолио?)

4.1. портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким. Для сбора портфолио потребуется папка, лучше всего архивная.

4.2. Красочная, нарядная обложка (оклеить папку бумагой для упаковки подарков, блестящей «голограммой» или бумагой  с нежным детским рисунком).

4.3. листы – разделители желательно должны быть раскрашены самим ребенком.

 

5.Структура портфолио (Приводимая структура портфолио примерна)

5.1. Титульный лист.

  • Информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения).
  • Дата начала ведения, а также дата окончания.
  • Можно «отпечатать» детские ладошки.

5.2. Познакомьтесь со мной.

  • Портреты, сделанные в день рождения.
  • Участие в конкурсах (фото).
  • Информация о времени и месте рождения.
  • Что означает имя ребенка.
  • В какой день празднуются именины.
  • Небольшой рассказ о том, как и почему было выбрано именно это имя.
  • Откуда пошла и что означает фамилия.
  • Знак зодиака, цветочный и прочие гороскопы, талисманы и так далее.

5.3. Я расту.

Вкладыш  «Мои достижения за год». Обычная фиксация роста и веса не является информативной. Например, два ребенка имеют рост 105 см. Однако один вырос за год на 3см, а другой на 6 см. Это информация совсем другого рода. Для оценки развития важен не столько конкретный показатель, сколько его приращение. Вместе с тем на этом листе фиксируется не только физические показатели, но и приобретение за прошедший год умение: научился считать до 10, выучил буквы, научился кувыркаться и т.п.

5.4. Моя семья.

Разделитель для этого блока мы предлагаем в нескольких вариантах. Листы – вкладки посвящены кратким рассказам о членах семьи, составлению генеалогического древа.

5.5.Чем могу, помогу.

В последствии у ребенка не возникает проблем с заполнением раздела «Мои общественные поручения», который является неотъемлемой частью портфолио ученика начальной школы.

5.6. Мир вокруг нас.

  • Вопросы, на которые у взрослых порой нет простого ответа.
  • Мысли и наблюдения.
  • Знакомство с растениями, животными, природными явлениями.
  • Заметки, иллюстрации, фотографии.
  • Подбор в журналах тематических картинок.
  • Небольшие творческие работы, выполненные после каждой, расширяющей кругозор познавательной прогулки.
  • Впечатление от мини-экскурсий.

5.7. Вдохновение зимы (весны, лета, осени).

  • Детские рисунки.
  • Творческие работы.
  • Участие в утренниках, конкурсах (фото, текст стихов, песен; впечатление от мероприятия).

5.8. Романтика путешествий.

  • Поездка к морю.
  • Экскурсия в другой город.
  • Поход в зоопарк.
  • Прогулка по осеннему лесу (фото, впечатления).

5.9. Мнение интересно.

Многие дети достигают значительных успехов, занимаясь в спортивных секциях, музыкальных и танцевальных школах, различных студиях и кружках детского творчества, как в стенах детского сада, так и в учреждениях дополнительного образования. А кто-то проводит целые часы дома, занимаясь любимым делом. Конечно же, эти виды деятельности не должны оставаться без внимания.

5.10. Золотые ручки.

Фотографии работ (если не объемные) или сами работы, выполненные руками ребенка:

  • Поделки из природных материалов, вырезанные снежинки, постройки из конструктора;
  • Самодельная бумага и многое-многое другое.

5.11. Волшебные пальчики.

Работа ребенка, связанные с мелкой моторикой: раскрашивание рисунков, штриховки, лепка из пластилина или теста (фотографии работ); отчеты о выполнение пальчиковой гимнастики (фотографии ребенка и описания упражнений).

5.12. Светлая головушка.

Успешно выполненные ребенком задания на сообразительность, логику внимание.

5.13. Прыг - скок.

Данный раздел отражает динамику развития физической активности.

Вкладыш «Динамика развития» - это сводная таблица, где указаны виды физических упражнений, возраст, в котором ребенок их освоил, а также количество повторений (в разах) или продолжительность (в минутах или секундах) с указанием возраста (или даты) освоения. Столбец «Физическое упражнение» может содержать не только текст, сюда можно вклеить фотографию ребенка, выполняющего это упражнение, или подобрать сюжетную картинку (вырезать из старого журнала)

5.14. Почитай-ка.

Отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях, информация о писателях и поэтах-земляках. Ребенок вполне может не только нарисовать свою иллюстрацию к книге, но и высказать свое мнение о ней:  выделить понравившихся героев, отметить наиболее интересные эпизоды.

5.15. Что ни слово – золото.

Коллекция слов, высказываний ребенка.

5.16. Почитай-ка.

Если ребенок уже умеет читать, можно добавить в раздел график роста скорости чтения. Однако следует заметить, что не скорость чтения надо ставить целью! Важно, чтобы ребенок не быстро читал, а в первую очередь, хорошо понимал смысл прочитанного и мог текст пересказать своими словами.

Рекомендации. В различных источниках то и дело проскальзывает информация о том, что основная проблема, связана с трудностями обучения в начальной школе, обусловлена тем, что школьники не понимают смысла прочитанного в учебнике задания. И, как следствие, не могут правильно его выполнить. Для расширения кругозора и пополнения словарного запаса рекомендуем взять на вооружение один несложный прием. Если ребенок уже способен читать самостоятельно, используйте в качестве закладки к книге карандашик. Всячески поощряйте обнаружение ребенком новых незнакомых слов, продолжите помечать их (точкой или галочкой) по ходу текста. Когда ребенок закончит чтение отрывка, попросите показать подчеркнутые слова. Спросите, что, по его мнению, означает это слово. Обязательно похвалите, если догадка будет верной, или же объясните правильное значение (желательно с опорой на толковый словарь). Одной-двух минут в день будет вполне достаточно для того, чтобы словарный запас ребенка к началу  обучения в первом классе соответствовал уровню выпускника начальной школы (совет из личного опыта автора)

5.17. Мои фантазии.

Раздел вмещает абсолютно все фантазии малыша независимо от формы проявления.

5.18. Гранит таланта.

В арсенале каждого малыша непременно есть работа, являющаяся предметом его гордости! Возможно, это произведение представлено дома и занимает почетное место на полке,  может, эта работа (или ее фото, или ксерокопия) принимает участие в конкурсе, проводимом городским домом детского творчества, печатными изданиями или интернет порталом. Рекомендуем вкладывать в этот раздел не только оригиналы (или копии) работ, но и фиксировать сам момент участия.

5.19. Награда для героя.

Данный раздел – копилка всевозможных официальных наград, полученных ребенком.

5.20. Скоро в школу.

С собой гордостью ребенок заполнит специальный лист вкладку «Что вошло в ранец»

5.21. Последний лист – содержание портфолио.

Не надо увлекаться оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто.

 

3.Заключительная часть: принятие решения.

Воспитатель. Для того чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

1.Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребенок должен делать самостоятельно. И если он не согласен поместить какой-либо  материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2.если портфолио дошкольника, то его вид, структуру и содержание определяет либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотек, но считаться с мнением ребенка обязательно.

3.Систематически в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю; в месяц; в квартал и т.д.)

4.Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителе, педагога, ребенка. Это своеобразный отчет определенного жизненного пути маленького человека. И я уверена, что работа над создание портфолио – это продвижение вперед, это стимул к чему –то более важному и значимому.

  1. Какие будут вопросы и предложения по оформлению и структуре портфолио?

 

Вариант решения родительского собрания:

1.Приобрести папки для портфолио.

2.Выбрать тематику оформления портфолио.

3.Оформить титульный лист для портфолио и пополнять родителями совместно с детьми портфолио достижениями детей.

4.В конце года провести выставку портфолио детей группы.

Категория: средняя группа | Добавил: cher (17.12.2015)
Просмотров: 1622 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]