Технологическая карта
Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема : История жилища
Возрастная группа:подготовительная
Форма НОД (технология): путешествие по «реке времени».
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Учебно-методический комплект: Короткова Н.А. «Организация образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте»
Средства:
Наглядные: карта-панно «Путешествие по реке времени», иллюстрации с изображением жилищ. Для каждого ребенка: клей – карандаш, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек, восковые мелки, цветные карандаши, бумага для рисования . Картинки - «метки».
Музыкальные: Песня «Всем на свете нужен дом» сл. Сеф. Р., муз. Ермолова И.
Задачи
образовательной программы
|
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
|
Задачи:
Развивающие задачи:
- развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты;
- обогащать словарь детей: древность, старина, настоящее, жилище;
- развивать творческую активность детей в процессе продуктивной деятельности;
- развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь-рассуждение, речь-доказательство,речь-аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений.
Обучающие задачи:
- способствовать освоению ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо-видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
• способствовать накоплению опыта субъекта деятельности и поведения в процессе ознакомления с историей жилища через предоставление возможности получения знаний в специфичных видах деятельности.
Воспитательные задачи:
• воспитывать заботливое отношение к своему дому;
• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи.
|
|
|
Этапы
(последователь-ность)
деятельности
|
Содержание деятельности
|
Действия,
деятельность
педагога
|
Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
|
Планируемый результат
|
|
|
Знакомство
|
- Ребята, здравствуйте, я очень рада нашей встрече!
- Меня зовут Антонина Петровна! Я живу в небольшом частном доме. А в каких домах живете вы? Ванечка, в каком доме ты живешь? (т.д.)
- Гуляя, можно увидеть много разных домов. Такие, в которых живете вы, и другие.
|
Приветствие детей
Обсуждение. Показ иллюстраций.
|
Находятся в социальной ситуации – приветствие. Выражают собственные эмоции.
|
Умеют выражать собственные эмоции посредством действий, слов, мимики.
|
|
|
Эмоциональный настрой на совместную деятельность через рассказ из личного опыта
|
- Я люблю свой дом за то, что в нем живет моя семья. В нем тепло и уютно. А вы за что любите свой дом? Ты, Света, за что любишь свой дом?..
|
Эмоционально вовлекает детей образовательную деятельность.
|
Внимательно слушают: выполняют действия анализа, сравнения, обобщения. Сосредотачивают внимание, эмоционально выражают свое отношение к деятельности.
|
Проявляют настрой на предстоящую совместную деятельность.
|
|
|
Обсуждение реального события
|
- Мне было радостно и интересно узнать о ваших домах и за что вы их любите.
|
Обращается к детям с вопросом, относится с уважением к детским высказываниям, систематизирует ответы детей и обобщает.
|
Выражают собственные мысли, высказывают свое мнение, делают умозаключения, опираясь на собственный опыт.
|
Умеют выражать собственные мысли
|
|
Постановка цели исследования(узнать)
|
- Люди не сразу научились строить дома. А где они жили в древности? В пещере, шалаше.
- Удобно ли было жить в пещере? Почему люди решили уйти из пещеры? Удобен ли был шалаш? Со временем, люди стали строить дома из того, что его окружало. Из глины строили мазанки, из снега – иглу, из дерева – избы. Чем отличается изба от жилищ древних людей.
- Зачем человеку нужен дом?
|
Предлагает детям иллюстрации с изображением жилища далекого прошлого, старины и современности. Стимулирование общения. Задает вопросы.
|
Выдвигают гипотезы, высказывают свои предложения о жилищах прошлого и настоящего.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализ, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала
|
Стук в дверь. Входит Домовенок Кузя.
- Здравствуйте, люди добрые! Куда я попал? А что вы сейчас делаете? Вот вы - то мне и нужны! Беда у меня! Были альбомы с картинками всех домов, где я жил. В одном – древние жилища, в другом старинные, а в третьем – современные. При переезде, все картинки перепутались. Что делать?
- Чтобы проследить, как менялись дома, можно обратиться к «реке времени».
- Неужели, Кузя, ты жил когда- то в пещере, в шалаше, избе? Хорошо ли тебе там было?
- Мне везде было хорошо, потому что там жили любимые, заботливые хозяева. Можно я заберу «реку», она мне очень понравилась.
Кузя сворачивает «реку», кланяется, говорит:
- Спасибо, люди добрые! Понесу домой, повешу на стенку вместо ковра, а вам на память подарочек от меня. (Подарок Домовушка). Берегите её, любите её, а она вас оберегать будет.
Кузя ушел.
|
Любознательность детей.
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления поощряет детей к высказыванию, комментирует высказывания.
Обращает внимание на «реку времени» и расположенные на ней метки.
|
Дети эмоционально реагируют на появление героя.
Дети классифицируют картинки. Наклеивают их на панно.
|
Умеют анализировать умеют делиться впечатлениями со взрослыми и сверстниками.
Умеют вести диалоги: проявляют интерес к жилищу.
|
Работа в творческой мастерской
|
- Ребята, а мы остались без «реки»! Как же вы расскажите своим друзьям о ней? Сможем сами создать «реку времени»? - Что делать? - Картинок нет? - «Реки нет»? Давайте разделимся на группы.
|
Создание ситуации выбора (партнера) и этапа времени. Обсуждение с детьми плана предстоящей деятельности обеспечивающее соучастие детей в определении содержания и форм совместной (индивидуальной) деятельности. Вовлекает детей в продуктивную деятельность. Использование музыкального сопровождения.
|
Участие детей в планировании собственной деятельности (индивидуальной, групповой).
Дети выбирают средства для изобразительной деятельности (краски, цветные карандаши или восковые мелки).
Полученные изображения жилищ наклеивают на реку времени.
|
Проявляет творческую активность в процессе продуктивной деятельности.
Умение подбирать необходимые материалы для работы;
|
Рефлексия
|
- Какая замечательная « река» получилась!
Поделитесь, пожалуйста.
- Сложно её было делать?
- А делать с ней дальше?
- Что понравилось больше всего?
- О чём вы хотели бы узнать на следующем занятии, путешествуя по «реке времени»?
|
Педагог задаёт вопросы, поощряет
Самостоятельные попытки детей делать вывод.Привлекает к подведению итогов, рефлексия.
|
Эмоционально реагируют на проделанную работу.
|
Умеют анализировать свою работу, проявляют удовлетворение от совместной деятельности с взрослым. Желание получить результат своей деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|