Технологическая карта
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема (проект.событие): «Снеговичок»
Возрастная группа: 3-4 года
Составитель: Дербышева Людмила Евгеньевна
Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Учебно-методический комплект: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы;
Средства:
наглядные предметные картинки «облако», «снежинка», «девочка в белой шубке», «снеговик», игрушка-снеговик, снежки
музыкальные запись звука хрустящего снега
оборудование доски для лепки, пластилин, емкость для снега, бумага, вата, поднос, салфетки для вытирания рук
ЗАДАЧИ
образовательной программы
|
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
|
Образовательные задачи
1. Формирование представлений о простейших взаимосвязях в неживой природе (представлений детей о снеге: холодный, белый, пушистый, появляется в зимнее время; тает, превращается в тепле в воду.)
2. Обучение детей различать и называть существенные детали и части предмета (части снеговика, его форму, элементы украшения: пуговицы, шарф).
3.Активизация словарного запаса (слова: «снежинка», «снеговик», «сосулька», «таять», «комок»).
3. Закрепление умения изготовления комка с использованием разных материалов и приемов.
Воспитательные задачи
1.Поощрение у детей интереса к явлениям неживой природы.
2.Формирование внимательного, заботливого отношения к окружающим.
Развивающие задачи
1.Развитие умения сосредоточивать внимание на предметах и явлениях окружающего мира, проводить простейшие наблюдения
устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями («снеговик сделан из снега; снег тает, превращается в тепле в воду».)
2. Развитие восприятия предметов и явлений, активно включая все органы чувств.
3. Обогащение чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи.
|
|
Этапы
(последовательность) деятельности
|
Содержание деятельности
|
Действия, деятельность педагога
|
Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
|
Планируемый результат
|
Мотивация
|
Знакомство со снеговиком:
- Доброе утро, мальчики и девочки.
Воспитатель: -Когда я сегодня шла к вам в гости, встретила Снеговичка, он очень хочет прийти к вам в гости и познакомиться с вами. Будем рады его встретить?
(Включается аудиозапись со звуком хрустящего снега, но Снеговичок не появляется)
-А сможем ли мы узнать снеговика? Какой он?
|
Обращает внимание на звук хрустящего снега
|
Дети слушают аудиозапись
|
Желание включиться в общение с педагогом, делиться знаниями
|
Актуализация знаний
|
Дидактическая игра «Узнай Снеговика».
-Я предлагаю вам вспомнить, как выглядит Снеговик.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с белым облачком, снеговиком, снежинкой, девочкой в белой шубке. Спрашивает: -Это снеговик?
Дети выбирают картинку со снеговиком.
Спрашивает у детей:
- Из чего сделан Снеговик? (из снега).
- Из каких частей он состоит? (головы, туловища, ног)
- Какой они формы? (круглой)
- Из чего сделан нос снеговика? (из морковки, сосульки, палочки и т.д.)
- Глаза? (из угольков, пуговиц, картошки и т.д.)
- Чем украшен Снеговик? (шарфиком, пуговицами).
- Что у него может быть на голове? (шапочка, ведро, тазик и т.д.)
- Что он может держать в руке? (метлу, лопату)
|
Предлагает картинки для рассматривания, задает вопросы, слушает ответы и поощряет речевую активность детей.
|
Рассматривают картинки, высказывают свои предположения, мысли
|
Актуализированы знания детей о цвете, форме, частей снеговика, элементах его украшения (пуговицы, шарф).
|
Игровая ситуация
|
Подвижная игра «Снеговик пропал»
Воспитатель: Что-то долго идёт к нам Снеговичок, наверное, задерживается, давайте пока поиграем! (предлагает повторять движения)
-Снеговик в лесу пропал,
( Руки вверх, пальцы раскрыты)
Заблудился и устал –
(Ладони на висках, покачивание
головой из стороны в сторону)
Может, волка испугался?
(Обнимают себя руками, изображая страх.)
Может, с зайцем заигрался?
(Показывают руками ушки)
Может, сбился сам с дороги
(Рука ко лбу (осматривается по сторонам)
И в сугробах вязнут ноги.
(Поочерёдно высоко поднимают ноги)
|
Предлагает детям поиграть, показывает движения
|
Прослушивание звуков, выполнение движений по подражанию действий педагога с речевым сопровождением
|
Дети эмоционально вовлечены в процесс
|
Введение новых знаний, детское исследование
|
«Найдём Снеговика».
Слышится крик о помощи «Помогите!!! Это я, Снеговик!»
Дети вместе с воспитателем идут по группе, ищут Снеговика.
Воспитатель обращает внимание детей на лужу у батареи. Рядом с лужей находится Снеговик.
-А вот и наш Снеговик нашёлся!
-Но посмотрите-ка, ребятки, откуда здесь вода? Что же случилось с нашим гостем? (Ответы детей).
-Почему начал таять Снеговик? (Снег, из которого сделан Снеговик не выносит тепла)
Воспитатель: Ребята, как же помочь Снеговику? Что надо сделать, чтобы он совсем не растаял? (предложения детей)
Воспитатель: Правильно, для того, чтобы наш Снеговик не растаял, нужен холодный снег, положим его в ведро со снегом.
|
Привлечение детей к поиску снеговика, мотивировать к наблюдению явления «таяние снеговика», постановка проблемного вопроса для установления причинно-следственных связей
|
Дети наблюдают за действиями педагога, высказывают свои предположения
|
Дети проявляют интерес к явлениям неживой природы, мотивированы к оказанию помощи снеговику
|
Закрепление знаний
|
Детское исследование снега.
-Предлагаю вам подойти и попробовать положить снег на ладонь.
-Какой он? (белый, холодный…)
-Что происходит со снегом на ладони? (тает….)
- Почему это происходит?? (ладонь теплая….)
Вот и Снеговиком произошло то же самое – он растаял от тепла.
|
Задаются вопросы, поощряет инициативу к исследованию снега, мотивирует на восприятие снега с использованием разных органов чувств
|
Поиск ответов на проблемные вопросы. Рассматривают, трогают, наблюдают таяние снега на ладони. Делятся своими ощущениями
|
Формирование представления детей о свойствах снега, активизация
восприятия предметов и явлений, с включением всехорганов чувств
|
Продуктивная деятельность
|
Изготовление «снежных» комочков.
Воспитатель: Ребята, давайте будем гостеприимными хозяевами и сделаем угощение для нашего гостя – «белые комочки», но не снежные, а специальные.
-Из чего будем мы будем делать белые комочки нашему Снеговичку?
Воспитатель предлагает разные материалы.
Материал (бумага, вата, пластилин)
-Из бумаги – (какие) белые и пластичные
-Из ваты – (какие) белые, но мягкие пушистые, теплые
-Из пластилина – белые и твердые
Дети переходят к столу, выбирают материал.
Воспитатель показывает способы изготовления комочков из разного материала.
-Почему использовался тот иной материал? Какой комочек получился из этого материала? (ответы детей)
Выкладываем комочки на поднос, дарим Снеговику.
|
Предлагает и демонстрирует разные материалы и способы изготовления комочков. Поощряет к самостоятельному выбору материала и способа изготовления.
|
Выбирают материал и способ изготовления «снежного комочка», делают и дарят комочки снеговику. Делятся своими ощущениями, рассказывают, какой комочек у них получился.
|
Закреплено умение изготовления комка с использованием разных материалов и приемов
|
Рефлексия
|
Обобщающая беседа в форме игры «Вопрос ответ».
-Какой цветом Снеговик – белый (Да)
Он зимой приходит к нам смело (да)
Он от солнца и тепла тает. (Да)
Про мороз и снег все знает!! (Да)
С ним веселимся и играем (Да)
И угостим горячим чаем??? (нет)
С ним веселимся и играем,
Мы большие с ним друзья,
Но поить горячим чаем гостя этого нельзя!!
-Как вы думаете, ребята, Снеговик остался доволен нашим приемом?
|
Педагог задает вопросы на внимание
|
Внимательно слушают и отвечают «Да» или «Нет»
|
Обобщение знаний детей о снеговике, свойствах снега
|
Открытый конец
|
Подарки от снеговика детям
Воспитатель: Ребята, вы так замечательно встретили снеговика, спасли его от таяния, поиграли с ним, угостили!
Снеговику очень понравилось в нашем детском саду.
Он дарит вам «Волшебные снежные» комочки, которые не тают даже в тепле.
Вы сможете с ними играть и в группе, и на улице, и даже дома!
Воспитатель выносит «Волшебные снежные» комочки и передает ребятам поиграть с ними в группе.
Воспитатель: - А теперь пришло время прощаться.
Поблагодарим Снеговика за подарок.
Дети благодарят Снеговика и прощаются с ним: «Спасибо»
До свидания!! Мы еще увидимся, зима ведь еще не кончилась!!!
Идут играть с «Волшебными» комочками в группу.
|
Раздает подарки и благодарит за участие, положительно, эмоционально оценивает деятельность детей
|
Дети получают «Волшебные снежные комочки» и идут играть с ними
|
Получение положительных эмоций от процесса
|
|
|
|
|
|
|
|